Перейти к контенту

15 сообщений в этой теме

Рекомендуемые сообщения

Добрый день, уважаемые коллеги!

Столкнулся с таким вопросом. Компания в которой я работаю занимается ремонтом авиационных двигателей ( гражданская авиация ). На территории имеются испытательные стенды для испытания двигателей ( простите за тавтологию ). Стенды оборудованы датчиками давления, температур, оборотов и т.д.

1. Подскажите, попадает ли сфера деятельности компании под гос. регулирование?

Изучив ФЗ 102 и отраслевые стандарты не смог найти однозначный ответ на этот вопрос.

2. СИ установленные в вспомогательных системах испытательного стенда, должны проходить поверку или достаточно калибровки?

Вспомогательные системы не влияют на характеристики испытуемого двигателя.

3. Если в системе стоят 2 СИ, можно ли вывести один из них ( манометр ) как индикатор?

Параметры замера фиксируются при помощи датчика давления в БД (база данных), а для визуального контроля в непосредственном месте замера установлен манометр.

Функция манометра - определения наличия давления в системе. Особых требований к классу точности не оговорены.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Специалисты

1. А разве от исправности двигателей не зависит безопасность пассажиров? Авария самолета не рассматривается как ЧП?

2. Теоретически, вспомогательные СИ можно и не поверять, но у разных людей могут быть разные мнения по поводу вспомогательности и влиянии СИ на результат испытаний. В данном случае нужно не мнение метролога, а конструктора или другого компетентного лица.

3. Определить наличие чего-то это функции детектора по РМГ 29-2013 (в старом - индикатора). Но к сосудам, трубопроводам и пр., работающим под давлением, применяются свои ПБ (Правила безопасности). Надо их смотреть, насколько допустимо использование индикаторов в конкретном устройстве. К тому же перевод СИ в индикаторы не освобождает пользователя от его технического обслуживания.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Аркадий Григорьевич, спасибо за ответ.

1.  Авария самолета, безопасность пассажиров - это область ответственности компаний авиаперевозчиков. Эксплуатация двигателей выполняется в соответствии с руководством по эксплуатации, ответственность несет эксплуатирующая организация. Это область контроля Росавиации.

Сам пункт ФЗ №102 "4) Осуществление деятельности по обеспечению безопасности при чрезвычайных ситуациях"  не подходит под осуществление среднего ремонта.

2.  Есть технология, согласованная с конструктором. При возникновении спорных вопросов, можно сослаться на нее. То есть, такая практика применяться? И СИ в вспомогательных системах не обязательно должны быть в гос. реестре и могут проходить калибровку?

3. Давление в системах не более 6кгс/см^2. Техническое обслуживание само собой. Как документально перевести манометр в детектор?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

ГОСТ Р 8.568-97 "Государственная система обеспечения единства измерений. Аттестация испытательного оборудования. Основные положения"

Цитата

4.6 Испытания, поверку и калибровку средств измерений, используемых в качестве средств испытаний или в составе испытательного оборудования, осуществляют в соответствии с нормативными документами государственной системы обеспечения единства измерений.

Типы средств измерений, встраиваемых в испытательное оборудование, применяемое для испытаний продукции, поставляемой для нужд сферы обороны и безопасности, должны быть утверждены в установленном для данной сферы порядке.

Примечание - Встраиваемые в испытательное оборудование средства измерений должны быть утвержденных типов, пройти первичную поверку и подлежать периодической поверке в процессе эксплуатации испытательного оборудования, если имеется возможность их изъятия для проведения поверки. Если конструктивное исполнение испытательного оборудования не позволяет изъять встроенное средство измерений для проведения его периодической поверки, то разработчиком оборудования должна быть предусмотрена возможность его поверки в процессе эксплуатации без демонтажа, например, с использованием переносных средств поверки и т.п

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Специалисты

1. Хочется процитировать Райкина "К пуговицам претензии есть? - Нет. Пришиты насмерть"

Я к авиации отношусь как пассажир и про области ответственности ничего сказать не могу. Просто хочется долететь до места :). Порой наблюдаю за расследованиями аварий. Там проверяют все, и топливо, и запчасти применявшиеся при ремонте. Может это иллюзия, Вам виднее.

2. Да. Такая практика есть. Вспомогательные, технологические и пр. СИ могут быть любого типа.

3. Издаете приказ. В связи с тем, что функционально перечисленные ТС не выполняют измерений и МХ не определены перевести их в разряд Индикаторов (или детекторов)  и идентифицировать бирочкой с буквой "И" или ("Д").

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Специалисты
5 минут назад, Triac сказал:

в составе испытательного оборудования

В ГОСТ 16504 есть два термина "Средства испытаний" и "Испытательное оборудование". Испытательное оборудование это то, что воспроизводит условия испытаний. Все остальное, что навешено вокруг объекта это средства испытаний и ГОСТ Р 8.568 на них не распространяется.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

кем определено что системы вспомогательные, это указано в проекте, они совсем не влияют на воспроизведение условий испытаний?

В любом случае, на кого нужно свалить ответственность и утвердить перечень СИ-индикаторов которые не подлежат калибровке или поверке. Перечень как я понял нужен проверяющим для обеспечения коллективной безответственности, как у нас принято)))

Вообще конечно не оч. хорошо подставляться, не легче демонтировать эти манометры для поверки или хотя бы калибровки?

Изменено пользователем Triac
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Испытательные стенды утвержденного типа. В ОТ и МП указан перечень измерительных каналов в составе СИ попадающих под периодическую аттестацию. Все остальные измерительные каналы не вошедшие в этот перечень, я так понимаю можно смело классифицировать как вспомогательные. 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Специалисты
25 минут назад, Богданов Евгений сказал:

Испытательные стенды утвержденного типа. В ОТ и МП указан перечень измерительных каналов в составе СИ попадающих под периодическую аттестацию.

Стоп, стоп, стоп. Что-то у Вас все в кучу смешалось.

Утверждению типа подлежат средства измерений, а не испытательные стенды. Соответственно, нет и МП (методики поверки). Если на ваши стенды есть ОТ и МП, то производитель их позиционировал не как ИО, а как СИ. Каналы тоже тогда не аттестовываются, а поверяются.

Не специалист в авиационных двигателях. Предположу, что вы ставите двигатель на стенд, запускаете его и в процессе работы измеряете скорость вращения турбины, уровень вибрации при работе, расход топлива, силу тяги и тд. Это все средства измерений, а не ИО. Вы не создаете условия испытаний, а измеряете параметры работы двигателя. Хотя, подача топлива может быть и условием испытаний (входной параметр для двигателя) и т.д.

Вам надо определиться с процедурой и терминами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Понял, поправлюсь. Испытательный стенд полностью имитирует условия работы двигателя на крыле, кроме давления и температуры входа. Но для этого есть формулы привидения. В составе стенда несколько систем, в каждой есть свои СИ. Так вот, есть МП и МИ на эти системы. В них описаны СИ которые являются основными параметрами влияющими на характеристики двигателя. Помимо этих СИ, есть вспомогательные, которые мониторят работу системы уже на нижних уровнях. Прямого влияния параметров этих СИ на характеристику и работу двигателя нет.

А утверждали тип на ПТК ( программно технический комплекс ), который выступает в роли СИ. И в любом случаи попадает под первичную и периодические аттестации так как является системой испытательного стенда.

Но, для среднего ремонта двигатели на стенд не ставятся. Сейчас у меня проблема с моментными ( динамометрическими ) ключами. Они технологические, оснастка специального назначения. То есть, изготовленные на нашем предприятии согласно требованиям конструкторской документации. Технология еще 80х годов. Мало кто берется за их калибровку, так как они метрические. А некоторые с редукторами и момент больше 350. 

Теперь получается, если будет ВП, то мне нужна будет на них поверка. И я не смогу отдать их на поверку, пока ключи не утвержденного типа и не состоят в гос. реестре. Беда вся в том что их больше сотни.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Специалисты
1 час назад, Богданов Евгений сказал:

стенд полностью имитирует условия работы двигателя на крыле

Для неспециалиста это просто набор слов.

 

1 час назад, Богданов Евгений сказал:

утверждали тип на ПТК ( программно технический комплекс ), который выступает в роли СИ

Раз он утвержденного типа, значит есть методика поверки? Он поверяется перед аттестацией стенда.

 

1 час назад, Богданов Евгений сказал:

В составе стенда несколько систем, в каждой есть свои СИ. Так вот, есть МП и МИ на эти системы.

МП на СИ и МИ на системы? Перед аттестацией эти СИ поверяются, а потом стенд уже аттестовывается целиком.

 

1 час назад, Богданов Евгений сказал:

Помимо этих СИ, есть вспомогательные, которые мониторят работу системы уже на нижних уровнях.

Эти СИ тоже желательно перед аттестацией хоть калибровать, лучше, конечно, поверить, если есть возможность (если они утвержденного типа). Такие СИ не всегда попадают в категорию именно СИ, вполне возможно, что они предназначены для регулировки, задания и поддержания каких-то параметров работы стенда. Такие устройства допустимо проверять в процессе аттестации стенда.

 

1 час назад, Богданов Евгений сказал:

Сейчас у меня проблема с моментными ( динамометрическими ) ключами. Они технологические,

Такие устройства вообще никуда не попадают, если они не отвечают за безопасность.  У нас тоже есть такие самодельные ключи. Мы их калибруем зажав голову в тиски и подвесив на ручку груз или динамометр. Данные указаны в чертеже на ключ. На моментные ключи существует ГОСТ можете из него взять раздел для разработки своей инструкции по калибровке или проверке ключей.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Стенд выполнен и аттестован по ОСТ 1 01021-93. На ПТК есть и МП и МИ.

Да, все верно в ПМА список СИ с указанием свидетельств о поверке.

 

А вот насчет ключей, то ими контролируют степень затягивания болтов на двигателе. А вот тут и возникает вся сложность.

Калибровка может не удовлетворить ВП ( военное представительство ), а поверить не получится, так как тип не утвержден. Сами не поверим, требуется аккредитация на поверку.

По ГОСТ РВ 0015-002, если СИ попадает под гос. регулирование, то должен быть утвержденный тип и поверка, если нет, то калибровка. 

И тут возвращаемся к первому вопросу топика. А попадаем ли мы под гос. регулирование?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Специалисты
14 минут назад, Богданов Евгений сказал:

ими контролируют степень затягивания болтов на двигателе

Вы писали про технологические ключи. У нас моментные ключи и у сборщиков и у контролеров. Для контролеров на окончательной приемке мы купили несколько утвержденных ключей, а остальные как работали в древние времена, так и работают.

18 минут назад, Богданов Евгений сказал:

А попадаем ли мы под гос. регулирование?

Степень затяжки болтов на двигателе это параметр обеспечивающий безопасность. Но Поверенные СИ должны применяться при ПСИ (приемо-сдаточных испытания) - контроле ОТК. У сборщика ключ может быть любой, если он не работает с личным клеймом и не совмещает в себе контролера.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Да, я думал над таким вариантом. Но, по-факту сборка двигателя проходит под надзором ОТК или даже представителя ВП. 

При затягивании болта контролер ОТК фиксирует показания ключа и расписывается в журнале. 

Также, ключи универсальные с редукторами под роторную сборку. Утвержденных аналогов не подберем. 

 

В общем, для тех кому этот вопрос интересен и может пригодиться, вывод такой:

1. Моментные ключи обеспечивают контроль параметра отвечающий за безопасность ( пункт 4 ФЗ №102 ).

Они должны быть утвержденного типа и проходить периодическую поверку так как попадают под гос. регулирование.

2. Вспомогательные системы испытательных стендов не влияющие на характеристики двигателя, могут проходить калибровку и не быть в гос. реестре. Если, проводимые измерения не включены в Единый перечень измерений, относящийся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений.

3. Средства измерения, функция которых определить наличие "чего-то", без контроля единицы величины, можно перевести в детекторы. Перевод СИ в детекторы осуществляется приказом по предприятию. На СИ должна быть пометка "И" или "Д".

 

Всем большое спасибо за ответы. Очень помогли.

Отдельное спасибо scbist  за развернутые ответы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Все так, кроме перевода в индикаторы (детекторы). Это не обязательно должен быть приказ. Главное чтоб у Вас был перечень индикаторов, подписанный главным инженером.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединиться к обсуждению

Вы можете ответить сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас уже есть аккаунт, войдите, чтобы ответить от своего имени.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вы вставили отформатированный текст.   Удалить форматирование

  Допустимо не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически заменена на медиа-контент.   Отображать как ссылку

×   Ваши публикации восстановлены.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...

Информация

  • Недавно просматривали   0 пользователей

    • Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.

×
×
  • Создать...