• статья
    1
  • комментариев
    7
  • просмотров
    12 670

О блоге

Проблемы образования метрологов в современной России

Записи этого блога

Var_Var_A

Со страниц Ведомостей торгово-промышленной палаты… «Мы обречены на то, чтобы промышленность росла. А там, где растет промышленность, без метрологии никак» - подытожил заседание круглого стола, на тему «Проблемы метрологического образования в России», руководитель комитета по качеству продукции ТПП РФ. Современное Российское производство имеет потребность в кадрах – хорошо, спрос есть, а какие предложения?

Представители от Министерства образования и науки на том же заседании сообщили, что в настоящее время 42 вуза готовят бакалавров и магистров по специальности «Метрология». Напомню, что на сегодняшний момент согласно Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» мы имеем следующие два уровня высшего профессионального образования - пункт 2 статья 6:

  1. высшее профессиональное образование, подтвержденное присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «бакалавр» — бакалавриат;
  2. высшее профессиональное образование, подтвержденное присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «специалист» или квалификации (степени) «магистр».

Если открыть образовательный стандарт МГТУ им. Баумана по направлению подготовки «Стандартизация и метрология» квалификация «Бакалавр», увидим несколько «общекультурных компетенций», которыми должен обладать новоиспеченный магистр по новому образовательному стандарту:

  • способность критически переосмыслить накопленный опыт, изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности;
  • управлять коллективом в организации исследовательских и проектных работ, а так же проводить работ по повышению квалификации и тренингу сотрудников в области технического регулирования и метрологии;
  • провести рабочие переговоры, прогнозировать технико-экономические показатели развития производства и конкурентоспособности, составлять маркетинговые и финансовые планы и тд.

Немного из статистики - мнение молодежи о качестве образования: в статистическом центре Careere провели исследования на тему – довольны ли выпускники качеством образования, которое они получили в ВУЗах. Оказалось, что более половины недовольны! И вот чем именно:

  • учебные программы и их построение;
  • преподавательским составом;
  • работой центров трудоустройства в ВУЗах.

Проследив за тенденцией оттока молодых кадров технических специальностей с рынка труды, можно выделить следующие основные причины:

  • высшее образование получают «для галочки», для родителей;
  • в процессе учебы заинтересовало другое направление деятельности (не техническое);
  • осознание призрачных перспектив карьерного роста по направлению;
  • знаний, полученных во время учебы не достаточно для работы по специальности;
  • современность диктует: не престижно заниматься данным видом деятельности;
  • низкооплачиваемый вид деятельности.

Анализируя, предложения на наиболее популярных интернет площадках рынка труда
, я заметила, что большинство вакансии в Москве для соискателя, имеющего диплом о высшем образовании, можно подразделить на три типа.

В первом случае мы имеем: заработная плата, чуть ли не в 2 раза ниже средней по Москве, при минимальных требованиях - желанием работать в данном направлении и уметь работать с нормативно-технической документацией (отмечу, что чем конкретно предстоит заниматься, как правило, не указывают). В основном такие предложения поступают от старых предприятий переживших «перерождение» после 90-х, которые держаться на специалистах преклонного возраста, где не всегда, в силу ряда причин, удается «вырастить» молодых специалистов.

Второй вариант: Сейчас коммерческий работодатель поощряет в молодых специалистах больше инициативность, нежели знания, способность делать лучше, быстрее, предлагать что-то новое. «Бакалавр» для них, как правило, что–то не законченное, близкое к средне-специальному, хотя, как раз последнее - имеет большую, на мой взгляд, ориентацию на профессионально-практическую деятельность. В итоге, вакансии со средней зарплатой для молодого карьериста - менеджер по продажам.

Третий – зарплата хорошая, но из требований опыт руководителя и вид навыков, требующих специальной подготовки - только высшего образования не достаточно.

Так как молодежь по сути своей энергична и коммуникабельна, представляет работу в государственном органе «болотом», многие уходят в продажи, хотя, поступая в вуз, предполагали устроиться по специальности и надеялись на приемлемую оплату труда.

Возвращаясь к вопросу об образовательных программах, хочу заметить, что на практику отводиться, как и раньше, 1,5 месяца за 6 лет обучения. В Законе об образовании от 3 февраля 2014 года прописано: «Образовательная организация может иметь в своей структуре… учебные базы практики, учебно-демонстрационные центры…». В реальной жизни практика имеет отчасти формальный характер, и сводиться к отчету.

На мой взгляд, главной на сегодняшний день проблемой, является не низкое качество образования, а неправильно выстроенная его система. Ведь не для кого не секрет, что бы быть в чем-то действительно СПЕЦИАЛИСТОМ, необходимо уметь применять свои знания на практике.

Сейчас при реорганизации (слиянии в один нескольких) ВУЗов мы имеем:
  • новые образовательные программы (на 4 и +2 года обучения бакалавр/магистр c программами больше управленцев, чем хороших технарей! К тому же, на практике степень бакалавра порой ограничивает свободу трудоустройства, так как работодатель не всегда понимает по какой квалификации, и на какую должность можно трудоустроить молодого специалиста);

  • сокращение численности преподавательского состава (реальная ситуация - преподаватели в возрасте уже выстраиваются в очередь за трудовыми книжками в отдел кадров… - не выдерживают двойной нагрузки; на молодых преподавателей рассчитывать не приходиться, учитывая, не только оплату труда значительно ниже средней, но и неразбериху в статусах и рангах по новым распоряжениям Министерства образования);

  • активизация работы центров трудоустройства при ВУЗах (только не всегда предлагают идти по специальности).

Молодежь не чувствует себя уверенно, выходя с дипломом на рынок вакансий. Выпускники не могут адекватно оценивать свои профессиональные возможности, так как заинтересованные в выбранном направлении, поступая в вуз, надеялись получить достаточно знаний для достойной оплаты труда.

Очень хочется надеяться, что лет через 5-10 Министерству образования совместно с Министерством промышленности удастся создать необходимый климат, в котором новая система образования заработает надлежащим образом, и уровень квалификации на производстве повыситься вместе с оплатой труда, а в России статус «Инженера» станет вновь престижным.

Андреева Варвара