Проблемы образования метрологов в современной России
Со страниц Ведомостей торгово-промышленной палаты… «Мы обречены на то, чтобы промышленность росла. А там, где растет промышленность, без метрологии никак» - подытожил заседание круглого стола, на тему «Проблемы метрологического образования в России», руководитель комитета по качеству продукции ТПП РФ. Современное Российское производство имеет потребность в кадрах – хорошо, спрос есть, а какие предложения?
Представители от Министерства образования и науки на том же заседании сообщили, что в настоящее время 42 вуза готовят бакалавров и магистров по специальности «Метрология». Напомню, что на сегодняшний момент согласно Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» мы имеем следующие два уровня высшего профессионального образования - пункт 2 статья 6:
- высшее профессиональное образование, подтвержденное присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «бакалавр» — бакалавриат;
- высшее профессиональное образование, подтвержденное присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «специалист» или квалификации (степени) «магистр».
Если открыть образовательный стандарт МГТУ им. Баумана по направлению подготовки «Стандартизация и метрология» квалификация «Бакалавр», увидим несколько «общекультурных компетенций», которыми должен обладать новоиспеченный магистр по новому образовательному стандарту:
- способность критически переосмыслить накопленный опыт, изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности;
- управлять коллективом в организации исследовательских и проектных работ, а так же проводить работ по повышению квалификации и тренингу сотрудников в области технического регулирования и метрологии;
- провести рабочие переговоры, прогнозировать технико-экономические показатели развития производства и конкурентоспособности, составлять маркетинговые и финансовые планы и тд.
Немного из статистики - мнение молодежи о качестве образования: в статистическом центре Careere провели исследования на тему – довольны ли выпускники качеством образования, которое они получили в ВУЗах. Оказалось, что более половины недовольны! И вот чем именно:
- учебные программы и их построение;
- преподавательским составом;
- работой центров трудоустройства в ВУЗах.
Проследив за тенденцией оттока молодых кадров технических специальностей с рынка труды, можно выделить следующие основные причины:
- высшее образование получают «для галочки», для родителей;
- в процессе учебы заинтересовало другое направление деятельности (не техническое);
- осознание призрачных перспектив карьерного роста по направлению;
- знаний, полученных во время учебы не достаточно для работы по специальности;
- современность диктует: не престижно заниматься данным видом деятельности;
- низкооплачиваемый вид деятельности.
На мой взгляд, главной на сегодняшний день проблемой, является не низкое качество образования, а неправильно выстроенная его система. Ведь не для кого не секрет, что бы быть в чем-то действительно СПЕЦИАЛИСТОМ, необходимо уметь применять свои знания на практике.
-
новые образовательные программы (на 4 и +2 года обучения бакалавр/магистр c программами больше управленцев, чем хороших технарей! К тому же, на практике степень бакалавра порой ограничивает свободу трудоустройства, так как работодатель не всегда понимает по какой квалификации, и на какую должность можно трудоустроить молодого специалиста);
-
сокращение численности преподавательского состава (реальная ситуация - преподаватели в возрасте уже выстраиваются в очередь за трудовыми книжками в отдел кадров… - не выдерживают двойной нагрузки; на молодых преподавателей рассчитывать не приходиться, учитывая, не только оплату труда значительно ниже средней, но и неразбериху в статусах и рангах по новым распоряжениям Министерства образования);
- активизация работы центров трудоустройства при ВУЗах (только не всегда предлагают идти по специальности).
Андреева Варвара
7 комментариев
Рекомендуемые комментарии