еленарук 24 Опубликовано 24 Августа 2018 Жалоба Поделиться Опубликовано 24 Августа 2018 Уважаемые коллеги, хотя скоро будет 1 месяц со дня выхода 262-ФЗ с изменениями в 412-ФЗ об аккредитации, пока обзора и подробного обсуждения изменений я не нашла. Текст 412-ФЗ с изменениями по 262-ФЗ, которые вступают в силу после опубликования есть на сайте ФСА, в нем отсутствуют изменения, вступающие в силу через 90 и 180 дней. http://fsa.gov.ru/index/staticview/id/189/ На сайте ФСА опубликовано интервью руководителя ФСА Херсонцева А.И., которое позволило понять цель введения некоторых новых положений и требований, главный посыл – добросовестным аккредитованным лицам, которые реально работают и выполняют правила, дается возможность исправлений своих недочетов без прекращения действия аккредитации «по факту». http://fsa.gov.ru/news/press/show_id/2257/ С введением изменений решены некоторые вопросы, которые поднимали сами аккредитованные лица, т.к. для некоторых из них старая редакция оказалась фатальной. В приложении общая часть и 4 файла с изменениями, разделенными на четыре группы, с подробным обсуждением и цитатами из документов. Изменения в 412-ФЗ обсуждаются также аккредитованными лабораториями на сайте Бизнес-эксперт. У Вас, метрологов, своя специфика, но закон об аккредитации у нас общий, поэтому делюсь информацией, заодно интересно узнать также и Ваше мнение. Обзор изменений в 412-ФЗ, внесенных в соответствии с 262-ФЗ от 29.07.2018 В настоящем обзоре изменения, которые вводятся 262-ФЗ в «Закон об аккредитации в национальной системе аккредитации» 412-ФЗ разделены на четыре основных направления: 1. Рационализация функционирования национальной системы аккредитации; 2. Расширение требований к деятельности аккредитованных лиц и экспертов; 3. Более гибкий подход к добросовестным АЛ при устранении ими несоответствий и более жесткий подход к недобросовестным АЛ при невыполнении ими основных требований законодательства; 4. Переход на электронный документооборот. . Далее приведен перечень изменений для Аккредитованных лиц с указанием статей и частей 412-ФЗ, в которые внесены изменения и сроков вступления в силу, через 90 дней или 180 дней после опубликования 262-ФЗ. Данный перечень я составила, исходя из своих представлений, но, по крайней мере, его можно рассматривать как источник информации. Также не исключаю, что какое-то требование, содержащееся в изменениях или ранее существовавшее требование, но изменившееся в свете внесенных изменений, я не заметила, т.к. оно оказалось не явно обозначенным. 1.1 Разделение ЮЛ и ИП по областям деятельности, в соответствии с которыми аккредитация в национальной системе аккредитации осуществляется непосредственно при взаимодействии с ФСА, посредством подведомственного ей федерального государственного учреждения ФАУ НИА или при взаимодействии с другими органами в соответствии с законодательством РФ, если: - законодательством РФ установлено требование о наличии у ЮЛ, ИП аккредитации в национальной системе аккредитации; - законодательством РФ не установлено требование о наличии у ЮЛ, ИП аккредитации в национальной системе аккредитации; т.е. ЮЛ, ИП выполняют требования 412-ФЗ на добровольной основе (ст.1 ч.2) – взаимодействие с подведомственным ФСА федеральным государственным учреждением ФАУ НИА, процедуры по ст. 24.1 – 90 дней; - деятельность относится к сфере безопасности государства: оборона, госбезопасность, атомная энергия и т.д. – выделены как отдельные сферы деятельности, к ним прибавился космос – ст.2 ч.8. 1.2 Новые требования к заполнению заявлений на госуслуги по аккредитации, подтверждению компетентности, внесения изменений в сведения об аккредитованном лице в части изменения места или мест осуществления деятельности – изменения касаются нескольких статей, изложены в разъяснениях ФСА от 08.08.2018 http://fsa.gov.ru/news/index/show_id/2252/ . 1.3 Введены требования по соблюдению сроков подачи заявлений на ПК – не ранее 4 месяцев для ПК-1 (по ст.24 ч.1 п.1) - ст.24 ч.5 и АЛ должно завершить процедуру ПК не позднее 6 месяцев после наступления срока, определяемого в соответствии с частью 1 статьи 24 и частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона – ст. 22 ч.1 п.7 1.4 Проведение процедуры, связанной с изменением места (мест) осуществления деятельности, проводится только в рамках процедуры подтверждения компетентности, отдельной процедуры смены МОД теперь нет – ст.19 ч.4. 1.5 Срок проведения процедуры сокращения ОА увеличен до 10 рабочих дней, а в случае подачи заявления на сокращение ОА в процессе проведения ПК, то проводится в течение десяти рабочих дней со дня принятия решения по результатам ПК – ст.23 ч.9 – 90 дней. АЛ должно будет подавать заявление на сокращение ОА в электронном виде – ст.23 ч.8 – 180 дней 1.6 Изменены и введены новые основания, по которым АЛ не может подавать заявление: - на процедуру аккредитации после прекращения аккредитации в результате нарушений и не устраненных несоответствий – 2 года - ст. 22 ч.9; - на процедуру аккредитации или расширения ОА при подаче заявления на прекращение аккредитации или прекращение процедуры расширения ОА после выбора эксперта – 6 месяцев – ст.16 ч.9.2 – 90 дней. Для других случаев ограничительных сроков не указано. 1.7 ФАУ НИА получило новый статус как научно-методическая и экспертная организация – ст.8 ч.2.1 и 2.2, ст.14 ч.3. и будет участвовать при проведении процедур аккредитации, ПК АЛ - ст.17 ч.6.1, а также проводить работы по оценке соответствия заявителей требованиям, если заявители выполняют работы по добровольной сертификации, оценке соответствия и т.д. – ст.24.1 – 90 дней. 1.8 Организация формирования и ведения реестров относится к полномочиям ФСА по ст.8 ч.1 п.5, ч. 2.1, а функционирование ФГИС в области аккредитации и доступ к ней, в том числе ведение реестров, обеспечивает ФАУ НИА – ст.25 ч.1 – 180 дней: - в том числе ведение реестров АЛ, экспертов, и т.д., включая «иную информацию о деятельности ФСА» (ст.25 ч.2). При этом сведения во ФГИС по результатам выездной оценки заявителя, АЛ вносит эксперт – ст.11 ч.3 п.4.1 подпункт в; - формирование и ведение реестров сертификатов соответствия, деклараций о соответствии, а также иных документов по оценке соответствия, выдаваемых аккредитованными лицами, производится ФАУ НИА. Порядок внесения и выдачи данных из указанных реестров проводится на платной основе в случаях, определенных МЭР – ст.25 ч.9, ст.24.1 ч.5 – 90 дней 1.9 Введение новых понятий – «перечень несоответствий, влекущих за собой отказ в аккредитации» и «перечень несоответствий, влекущих за собой приостановление действия аккредитации» - ст.7 п.1.1 - 180 дней, и перечень несоответствий, не относящихся к вышеназванным, вместо перечня несоответствий, факт устранения которых может быть установлен только «в форме выездной проверки» и «в форме документарной проверки» соответственно. 1.10 Указано, что аккредитация в национальной системе аккредитации бессрочная – ст.18 ч.1. 2.1 Введение требований об информировании ФСА о наличии аккредитации ЮЛ, ИП другим органом по аккредитации, ст.13 ч.1 п.3.1, причем в отношении лиц, аккредитованных в иностранных органах по аккредитации, введены ограничения на использование их знака аккредитации совместно со знаком аккредитации национальной системы ст.13 ч.2.1. 2.2 Вводится порядок применения по ст.7 п.8 знака национальной системы аккредитации в комбинации со знаками международных организаций по аккредитации, ранее установленный в Приказе МЭР от 22.05.2014 № 283 в ред. Приказа МЭР от 13.12.2017 N 677. При этом нарушение установленных требований к применению комбинированного знака может привести к прекращению аккредитации по ст. 22 ч.1 п.10 2.3 Требование к АЛ рассматривать жалобы и обращения, относящиеся к их деятельности по оценке соответствия, и давать ответы на них в течение десяти рабочих дней со дня их поступления по ст.13 ч.1 п.1.1. 2.4 Расширение критериев аккредитации в части перечня документов, обязательных для выполнения заявителями и АЛ –ст.13 ч.6 2.5 Требования к АЛ в части наличия опыта, связанного с выполнением работ в области аккредитации, не могут превышать три года. Ст.13 ч.8 2.6 В отношении деятельности экспертов вводятся правила деловой и профессиональной этики эксперта по ст.12 ч.8.1 2.7 Выездная оценка соответствия заявителя, аккредитованного лица требованиям проводится по методике с учетом всей информации об осуществлении деятельности АЛ, утверждаемой ФСА ст.8 ч.6 – 180 дней, в том числе необходимость проведения такой оценки с участием сотрудников ФСА. Это положение отражено в изменениях в ст.17 ч.19 п.2 – 180 дней и в ст. 17 ч. 6.1. 2.8 При выездной оценке соответствия сотрудники ФСА вправе проводить оценку навыков работников заявителя, аккредитованного лица по выполнению работ согласно области аккредитации в соответствии с системой менеджмента качества по методическим рекомендациям, утверждаемыми ФСА – ст.8 ч.5 п.4 – 180 дней 3.1 Возможность сокращения области аккредитации, а не прекращение аккредитации АЛ, действие аккредитации которого было приостановлено в отношении всей области аккредитации, если такое лицо не устранило выявленные нарушения в его деятельности только в отношении части ОА. В Статью 22 «Порядок прекращения аккредитации» внесено исключение для прекращения аккредитации в случае неустранения АЛ нарушения после приостановки аккредитации, а именно: в ст.22 ч.1 п.5 введена ссылка на ст.23 ч.7, касающуюся сокращения ОА. 3.2 Для добросовестных заявителей и АЛ предоставлена дополнительная возможность исправления несоответствий, в частности для АЛ при форс-мажорных обстоятельствах (например, невозможность работы – отключено электричество): - для заявителей, которые проводят устранение несоответствий по результатам выездной оценки при аккредитации, увеличен срок устранения до 2 месяцев в ст. 17 ч.29 – 180 дней; - для заявителей в случае приостановки аккредитации по ст.17 ч.28 п.3 – 180 дней, предусмотрена возможность повторной выездной проверки экспертом, проводящим экспертизу при аккредитации– ст.17 ч.29 – 180 дней; - для АЛ, действие аккредитации которых приостановлено, срок приостановки не регламентирован в 412-ФЗ и будет определяться сроком устранения несоответствий (информация из интервью руководителя ФСА), в данном случае требуется дополнительное разъяснение ФСА; - для АЛ, в отношении которых проводится выездная проверка устранения несоответствий после приостановки аккредитации по результатам ПК или внеплановая проверка в форме госконтроля по факту нарушений законодательства (и т.д.), предоставляется, в случае невозможности проведения такой проверки, «вторая попытка» в течение 20 рабочих дней. При этом производится приостановка во всей ОА, но не прекращение аккредитации. ст. 27 ч. 6 и ч. 7 3.3 Для недобросовестных АЛ введено прекращение аккредитации по фактам: - представления АЛ или экспертами заведомо ложных или недостоверных сведений ст.22 ч.1 п.8; - невыполнение работ или отсутствие сведений об отчетности АЛ в течение одного года – ст.22 ч. 1 п.11; - незавершение прохождения процедуры ПК в соответствии со статьей 24 в течение шести месяцев после наступления срока, определяемого в соответствии с частью 1 статьи 24 и частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона - ст. 22 ч.1 п. 7 Однако данная причина прекращения аккредитации не попадает в перечень причин, которые не разрешают подавать на аккредитацию ранее, чем через два года. 3.4 Указание, что проведение внепланового госконтроля в отношении АЛ проводится на основании мотивированного представления должностного лица ФСА по результатам рассмотрения информации о фактах нарушения законодательства РФ, допущенного экспертной группой при проведении экспертизы – ст.27 ч.2 п.1, и фактах несоответствия АЛ требованиям законодательства РФ к деятельности АЛ, если нарушения относятся к перечню несоответствий, влекущих за собой приостановление действия аккредитации ст.27 ч.2 п.2 – 180 дней, ранее в п.2 содержалось: «поступление в ФСА информации о фактах несоответствия аккредитованного лица требованиям законодательства РФ». 4.1 Введение электронного документооборота при взаимодействии с АЛ, однако требования введены не для всех случаев представления заявлений и документов: - подача заявлений на аккредитацию и прилагаемых документов в электронной форме – ст.16 ч.8 и заявлений на прекращение процедур (аккредитации, расширения области аккредитации, подтверждения компетентности и (или) иных процедур) - ст.16 ч.9.1 – 90 дней; - отказ от аттестата аккредитации на бумажном носителе – теперь выписка из реестра – ст. 4 п.2, при этом Область аккредитации именуется как «документ, содержащий описание области аккредитации», составленный в соответствии с методическими рекомендациями ФСА - ст.4 п.9, содержится в реестре АЛ (ст.26 ч.1 п.5); - требование по указанию адреса электронной почты в заявлении об аккредитации для ЮЛ - ст.16 ч.2 п.1, ИП - ст.16 ч.2 п.2, однако для самого АЛ в заявлениях на процедуры такого требования в 412-ФЗ нет, его нет и в форме заявлений (Пр МЭР № 288) Обзор изменений в 412-ФЗ по 262-ФЗ Общ ч с выделением цветом.docx Обзор изменений в 412-ФЗ по 262-ФЗ Часть 1.docx Обзор изменений в 412-ФЗ по 262-ФЗ Часть 2.docx Обзор изменений в 412-ФЗ по 262-ФЗ Часть 3.docx Обзор изменений в 412-ФЗ по 262-ФЗ Часть 4.docx Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Прочее
efim 1 745 Опубликовано 24 Августа 2018 Жалоба Поделиться Опубликовано 24 Августа 2018 Большое спасибо! Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Прочее
еленарук 24 Опубликовано 27 Августа 2018 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 27 Августа 2018 Спасибо Вам, что отреагировали. Важно то, что некоторые изменения в 412-ФЗ появились благодаря обсуждению проблем правоприменительной практики закона об аккредитации на Общественном совете ФСА. И мы ждем появления НПА, в котором будет приведено определение несоответствий, приводящих к прекращению аккредитации. Это будет означать, что все остальное, там не приведенное, можно будет исправить в рабочем порядке - с приостановкой или даже без. Особенно впечатлила статья 27 - часть 6 и 8, я назвала это "повторный выездной госконтроль в случае форс-мажорных обстоятельств", причем даже обстоятельства не уточняются - просто нет аккредитованного лица на месте или оно не работает. Дается двадцать рабочих дней для исправления - для добросовестных АЛ это очень важно. Также, если в случае какой-либо технической ошибки не сократили Область аккредитации на не подтвержденные позиции, то уже не будет прекращения, а просто сокращение ОА на эти позиции (механизм пока не известен). У одного АЛ есть печальный опыт в этом отношении. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Прочее
kos6123 1 Опубликовано 3 Сентября 2018 Жалоба Поделиться Опубликовано 3 Сентября 2018 Изменения изменениями но остаётся вопрос по ОА. А именно по ошибкам? Вариантов кучу накидать можно. Допустим есть эталон диапазон 1-10...в области указали 5-9 Это ОШИБКА? или надо расширяться? Как изменить это в ОА Ждать ПК или что? Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Прочее
evGeniy 1 040 Опубликовано 3 Сентября 2018 Жалоба Поделиться Опубликовано 3 Сентября 2018 40 минут назад, kos6123 сказал: Изменения изменениями но остаётся вопрос по ОА. А именно по ошибкам? Вариантов кучу накидать можно. Допустим есть эталон диапазон 1-10...в области указали 5-9 Это ОШИБКА? или надо расширяться? Как изменить это в ОА Ждать ПК или что? Какая же это ошибка? Надо расширяться Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Прочее
efim 1 745 Опубликовано 14 Сентября 2018 Жалоба Поделиться Опубликовано 14 Сентября 2018 В 25.08.2018 в 02:17, еленарук сказал: Уважаемые коллеги, хотя скоро будет 1 месяц со дня выхода 262-ФЗ с изменениями в 412-ФЗ об аккредитации, пока обзора и подробного обсуждения изменений я не нашла. Появился такой обзор от Консультант+: ФЗ 412 ред 29.07.2018. Обзор изменений.docx Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Прочее
еленарук 24 Опубликовано 15 Сентября 2018 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 15 Сентября 2018 11 часов назад, efim сказал: Появился такой обзор от Консультант+: Интересно, а Консультант в таком формате впервые выпускает сравнение двух версий документов? Если они воспользовались моей идеей, то приятно, однако, для практикующих аккредитованных лиц важен не просто обзор, а также анализ, который я попыталась провести в своем обзоре. Я для более полного понимания изменений приводила перекрестные ссылки в 412-ФЗ, поскольку одно требование может быть сильно "размазано" по разным статьям и какая-то важная деталь может ускользнуть, если она содержится в другой статье. Иногда бывает до трех-четырех последовательных ссылок. Теперь это уже прошедший этап. Ждем принятия подзаконных актов, которые и будут содержать реальные механизмы выполнения изменений. После выпуска вышеозначенных документов потребуется уже сравнительный анализ их, после чего и выхода в свет нового 17025 наконец-то можно будет заняться составлением "примерного порядка реализации требований 17025 и критериев", который позволит однозначно понимать все процессы и процедуры СМК для аккредитованных лиц. Теперь в перечень АЛ входят кроме лабораторий и метрологических служб еще инспекции, провайдеры МСИ и т.д. Лично я абсолютно уверена, что порядок выполнения требований должен быть однозначно понятен и доступен всем, т.е. в открытом доступе. Пока это является, как я называю "устной традицией", передаваемой из уст в уста на семинарах и обучении. В то время как главная задача обучения - развить навыки специалистов по СМК и руководителей пользоваться этим инструментом. Пока этого не будет, то останутся вопросы типа "а как мне записать в процедуре анализ, проверку..", т.е. понимания, зачем нужно это СМК (в массе), у нас пока нет. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Прочее
evGeniy 1 040 Опубликовано 15 Сентября 2018 Жалоба Поделиться Опубликовано 15 Сентября 2018 8 часов назад, еленарук сказал: Интересно, а Консультант в таком формате впервые выпускает сравнение двух версий документов? сто лет уже у него эта фича 8 часов назад, еленарук сказал: Если они воспользовались моей идеей, то приятно, Скромно, чё ))) 8 часов назад, еленарук сказал: Лично я абсолютно уверена, что порядок выполнения требований должен быть однозначно понятен и доступен всем, т.е. в открытом доступе. Пока это является, как я называю "устной традицией", передаваемой из уст в уста на семинарах и обучении. Дело в том, что вся аккредитация построена на принципах простого аудита. Мы содрали систему аудиторов, положив её поверх старой. Поэтому имеем, что имеем. Я, конечно, не сильно соображаю в импортных аудитах, но кажись у них тоже все основывается на обучениях и семинарах. А основной документ 17025 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Прочее
ettem 109 Опубликовано 17 Октября 2018 Жалоба Поделиться Опубликовано 17 Октября 2018 В 15.09.2018 в 23:30, evGeniy сказал: Скромно, чё ))) А основной документ 17025 Основной там 9000 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Прочее
evGeniy 1 040 Опубликовано 17 Октября 2018 Жалоба Поделиться Опубликовано 17 Октября 2018 10 минут назад, ettem сказал: Основной там 9000 Ну, да. Хотя, кажись, кто хочет тот только 17025 соответствует. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Прочее
ettem 109 Опубликовано 17 Октября 2018 Жалоба Поделиться Опубликовано 17 Октября 2018 дешевле сразу верхнюю планку взять Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Прочее
evGeniy 1 040 Опубликовано 17 Октября 2018 Жалоба Поделиться Опубликовано 17 Октября 2018 5 минут назад, ettem сказал: дешевле сразу верхнюю планку взять Наверное. Хотя для аккредитации все равно надо адаптировать Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Прочее
12 сообщений в этой теме
Рекомендуемые сообщения
Присоединиться к обсуждению
Вы можете ответить сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас уже есть аккаунт, войдите, чтобы ответить от своего имени.